Запланированное или спонтанное путешествие?

Valentina

Навеяно тредом в коммоне с поисками попутчика в Южную Америку...
Думаю, что путешествия можно классифицировать по двум измерениям:
1) способ: организованный, бэкпэкный, автостопный
2) проработанность (детальность планирования): от "что вижу, туда и еду" до заблаговременной проработки маршрута с точностью до часов.
Если с первым измерением все понятно, я понимаю людей, выбирающих "не мой" способ, то со вторым хуже.
Я очень детально продумываю и расписываю свои маршруты, транспорт, необходимые (не все) гостиницы итд. При этом становится точно известно, в какой день, в какое время и что будет просмотрено, но исчезает гибкость.
Главный плюс такого подхода, как я вижу, состоит в огромной экономии времени и денег в самой поездке, посмотреть успеваешь в разы больше, чем при попытке решить проблемы на месте. Например, билетов на поезда/самолеты перед вылетом часто не бывает, достопримечательности работают в определенное время или требуют записи заранее, в дешевых гостиницах не оказывается мест...
Мне бы очень хотелось выслушать доводы в пользу противоположного мнения, в чем смысл не планировать, а ехать наобум.

mick16

если маршрут сложный, то согласен с целесообразностью тщательного планирования.
если это поездка на выходные в 1-2 города, то можно и на месте по Дорлинг Киндерли разобраться.
еще фактор сильно мешающий планированию - это маленькие дети. С ними неожиданностей и корректировки маршрута бывает много. Вот недавно вместо музеев посетили инфекционную больницу в Риге. Вариант оставлять их - не наш пока.

podonok

Я наобум смогу поехать только в одну страну. Потому что мне в целом параллельно, что там делать.
А так - средний вариант ты не рассматриваешь? Когда выбрана заранее устраивающая гостиница, куплены билеты (или известны адреса-расписания вокзалов составлен список (с расписанием) того, что хочется посмотреть обязательно. Совсем без плана ехать глупо. Но и распланировать все точно до минуты не мой вариант, что-нибудь да не получится. Плюс наличие жесткого расписания не позволит, например, зависнуть на какой-нибудь площади с выступлением местных ансамблей или провести полдня в понравившейся деревне, если по плану у тебя на нее полчаса проездом :D
Главное - это не оказаться во время обеда на горной дороге и не остаться в итоге без еды, потому что после 2 все закрыто :crazy:

Killbot

> Например, билетов на поезда/самолеты перед вылетом часто не бывает
в европейских (включая Россию) поездах обычно можно заплатить на месте безотносительно наличия свободных мест. В Европе даже легально. Я так делал во Франции, Германии, Австрии, Словении и Италии. Не советую вводить это в привычку (например, из-за отсутствия сидячих и даже сидячих на полу мест в поезде Тренто—Зальцбург пришлось спать на полу у туалета. А за билет, между прочим, заплатил несколько больше, чем если б удалось взять его в кассе но надо понимать, что способ сработает всегда или почти всегда, поэтому зацикливаться на точном планировании не обязательно.
> достопримечательности работают в определенное время или требуют записи заранее
и черт с ними, посмотрю соседние достопримечательности.
> в дешевых гостиницах не оказывается мест
Нарвался на такое только два раза: когда по спортивной безграмотности попал в Мюнхен в тот день, когда там проходил матч чемпионата мира, и когда за каким-то чертом наобум решили заночевать на пляже подримской дыры Лидо-дьОстья, но пошел дождь. Однако и в Лидо, и в Мюнхене примерно за полчаса удалось найти что-то не особо дорогое (около 60 евро за двухместный номер с завтраком).
> Например, билетов на самолеты перед вылетом часто не бывает
зато часто бывает такое, что планы неожиданно меняются. Например, имели двухнедельный план Барселона-Тенерифе-Порту-Лиссабон-Мадрид. К счастью, ограничились предварительной покупкой билетов вплоть до Порту: даже это оказалось лишним. Планы поменялись, и после Тенерифе вернулись в Барселону и домой. Еще как-то решили в Париж ехать, билет не купили — и правильно. Утром проспали и поехали в Мюнхен. Недавно собирались на Лазурный берег, билеты купили за пару дней — и все равно облом, болезнь. Поехали на день позже. Хорошо, что буфер был: о съеме домика договорились со второго дня поездки, а первую ночь собирались провести в гостинице того города, где понравится.
И это не я один такой раздолбай: знакомый расписал все прошлое лето плюс еще пару месяцев, у него каждый выходной была очередная опера или концерт в очередном городе. Он месяц планировал, как бы все состыковать, накупил билетов на эти мероприятия и на транспорт. А потом то забастовка на поездах, то дэдлайн на работе, то спутники ехать отказались, то командировка. Так примерно две трети заранее купленных билетов пропали.
Еще знакомые собирались с нами на Канары и дальше по Португалии и Испании, но встретиться должны были в Барселоне. Мы сразу туда, а они — сначала Италию посетить. В Италии они пришли на самолет, а их не пустили. Дескать, вы за 45 минут до взлета подошли, но рейс неожиданно перенесли на 10 минут раньше, так что мы вас обслуживать не будем. И ребята выбраться из этой Италии смогли только на следующий день за дополнительные деньги. А мы с ними, соответственно, в аэропорту не встретились, телефоны тоже не работали. Приехали на Тенерифе. К счастью, заранее не договаривались, где там будем жить. К счастью — потому что планировали Санта-Крус. А в нем, как выяснилось, нет пляжей. Так что мы никого ждать не стали и уехали в Пуэрто. Через пару дней случайно этих парней встретили, вместе по острову покатались. А они потом полетели не в Португалию, а на Ивису. Тоже, получается, зря заранее билеты брали.
В общем, как запланирую поездку заранее — так облом случится. А сколько раз ездил без четких планов — никаких проблем не было. Не надо просто в ступор впадать, если что неожиданное. Языки помогают, деньги нужно иметь. Карту надо первым делом на вокзале хватать. Это по Европе, конечно. В Азию дальше Сухума и Кипра не заглядывал, в Штатах тоже одним городом ограничился.
Да, и еще одна фигня. Я-то предпочитаю просто по городу ходить, где поинтереснее. В музеи хожу по настроению, на мероприятия типа опер и матчей — никогда. Поэтому заранее выясняю (если вообще что-то выясняю где в городе внешние достопримечательности. Не удалось посетить — ну и ладно, поброжу где-нибудь еще, просто колорит местный повоспринимаю.

mick16

в случае ЮА, Австралии или Азии я бы тоже стал планировать заранее.
По Европе и лоукостов много, чтобы не жалеть о выкинутых билетах, и оказаться посреди незнакомого города без запланированного ночлега нестрашно.
В случае болезни хотя бы можно по страховке получить почти всю сумму назад, полная страховка для путешествий вообще вещь хорошая.

lomilina

Мне бы очень хотелось выслушать доводы в пользу противоположного мнения, в чем смысл не планировать, а ехать наобум.
Я ездил не так много, но "практически не планируя",то есть известны определенные главные точки на которые хочется посмотреть, никакие билеты не куплены, все только по пути.
Плюсы:
— не тратится время и силы на подготовку
— интереснее и гибче
— не люблю музеи и подобные туристические места, "достопримечательности", поэтому планировать особо и нечего.
— есть чего поделать перед сном — почитать путеводитель
Непонятен смысл беганья по достопримечательностям с секундомером и расписанием.

aqwart123

Чем больше известна мне страна, если там есть знакомые/родственники, знание местного языка и культуры, похожесть физиономии на местную расу и прочие бонусы, тем меньше я прорабатываю путешествие. Нравится просто находиться в другом мире, а не тупо объезжать самые известные достопримечательности - их и так по телевизору увидеть можно, тем более что зачастую там они выглядят даже красивее чем на самом деле :)

Valentina

спасибо всем за ответы, аргументы вполне понятны :)

Arkady_jan

На примере планировая путешествия по Ближнему Востоку (самое пока сложное и авантюрное из моих путешествий) и некоторых других по Европе, Азии и Африке:
1. покупаются авиабилеты, тариф обратного билета допускает замену даты за небольшую плату при необходимости в случае, если планируется проезд через несколько стран и сложных участков.
2. планируется, что я хочу посмотреть, прикидывается как, сколько и за сколько туда добраться.
3. исходя из п. 2 я, например, выделял «5 дней на проезд по Турции», «8 дней на проезд через Сирию и Ливан» и т.п. (без определённого графика, что я точно хочу быть 20 января в Алеппо). В случае одной страны (например, Ирана) мыслилось так: «хорошо бы быть в 1-й день там, во второй — там и т.п.». То есть план как бы есть (зачем собственно ехать куда-то, если не знаешь, что и где смотреть? так можно тупо задаться целью доехать от Москвы до Владивостока стопом с 1000 рублями в кармане, и никакие другие страны тебе не нужны — приключений на свою задницу на год, а то и несколько вперёд сразу заработаешь но от него можно отойти при желании / осознании на месте, что он плох. В более культурных странах и по которым известно много достоверной информации меньше вероятности, что захочется от плана отойти, но и такую вероятность исключать нельзя.
4. гостиницы заранее в неразвитых странах не бронирую нигде — какой смысл? в таких местах LP всегда хватает, места будут всегда. Если ехать в Европу, то разумеется, booking.com в первую очередь, так как в Европе большая вероятность, что в популярных отелях не будет мест + при заезде без брони номер будет стоить дороже. Но предпочтение тем, где можно отменять брони максимально поздно без штрафа.
5. если планируются авиаперелёты, то, конечно, билеты покупаются или хотя бы бронируются заранее, в п. 3 появляются некоторые опорные точки, в которых надо жёстко быть в определённые даты и время, между ними есть flexibility.
6. автобусы редко где есть возможность и смысл заранее покупать, поезда: опять же, если в Европе, то вообще всё просто: можно быть супер flexible с InterRail и не париться про жёсткий график, если в менее культурных странах — там на месте всё проще решить. Главное заранее иметь представление о расписании. Если вдруг пролетаешь с ним — ну и фиг, другим способом в большинстве случаев можно добраться.
7. Бегать с секундомером — это конечно жесть, не стоит себе отдых так отравлять. Или уж сразу пляж в Турции, или хоть чуть-чуть приключений на свою голову чтобы было обязательно «запланировано» (то есть не запланировано :) ) в поездке.

ageykinpg

А сколько раз ездил без четких планов — никаких проблем не было. Не надо просто в ступор впадать, если что неожиданное. Языки помогают, деньги нужно иметь. Карту надо первым делом на вокзале хватать. Это по Европе, конечно.
В Азии также. Правда, менять маршрут на 180 градусов немного сложнее, когда не имеешь путеводителя, поскольку язык не всегда помогает и доступной информации (карт, расписаний) меньше. Спасает интернет и бэкпеккеры, которые всегда одолжат посмотреть путеводитель на минутку, если заблудилась в городе.
 Вот Вьетнаме менялись планы, но общая нить главных точек почти сохранилась и что-то неувиденное непопробованное не оставило осадка незаконченности.
 В Индии было по-другому. Хотелось поездить по горам, доехала до середины пути, проехала перевал Ротанг, ночью начался снегопад, утром все дороги закрыты, ни в Манали обратно, ни в Ле через перевал Бачара Ла, ни в Спити. На второй день Ротанг открыли, другие дороги оставались закрытыми. Ждать было неясно сколько еще времени, дней поездки оставалось мало с учетом на акклиматизацию и дальнейшие разъезды, и главное стало непонятно, когда обратно из Ле двигать, если из-за погоды могут закрыть аэропорт и дороги. Решила поменять маршрут и вернуться в Васшишт, а дальше двинуть по городам, о чем в общем не жалею. В общем, потому что в горах все-равно хочется побывать.

Nitouche

мне тупо лень планировать.
времени потратишь на больше бабок, чем выиграешь в итоге

kopr

тоже самое :)но посе обома с альхамброй, все же решила заранее узнавать время работы и правила покупки биетов в основные места :)

lomilina

времени потратишь на больше бабок, чем выиграешь в итоге
Большинство таких путешественников — сисадмины.
Думаю Ксантор тоже :-)

dogwolf1967

Думаю Ксантор тоже :-)
не угадал :)

Mist-out

Большинство таких путешественников — сисадмины.
чушь какая-то

tanyaul

Я очень детально продумываю и расписываю свои маршруты, транспорт, необходимые (не все) гостиницы и
Не будет ли в таком случае отдых напоминать работу? Уж на деловую поездку он точно будет похож.

Valentina

конечно, я сильно утрировал и преувеличивал.
раньше я практически ничего не планировал, но при этом терялось много времени. потом, начав ездить с ребенком, пришлось обдумывать и гарантировать им нормальные условия проживания и переезда, что потребовало предварительного бронирования.
примеры:
1) отдельно - поездки в Европу. для визы нужны брони, а бронировать левые гостиницы мне кажется не очень честным. несколько раз просил сделать бронь на более длительное время, предупреждая что не буду жить весь срок, а в остальные дни искал на месте, но в основном бронировал заранее все ночи. транспорт заранее не бронировался. из достопримечательностей раннего бронирования требовали только Альхамбра и "Тайная Вечеря".
2) Ближний Восток - самое комфортное место. там, действительно, ничего не надо бронировать и планировать, много гостиниц, небольшие расстояния, хорошо развит транспорт. Ничего и не бронировалось, но в Дамаске два раза пришлось больше часа ходить по городу в поисках гостиницы (имея Lonely Planet). В Язде (Иран) тоже были большие проблемы с поисками гостиницы - в выбранной по отзывам в инете и во всех соседних не было мест.
3) "Дальний Восток" - в той же Индии билеты на поезда нормального класса (плацкарт и купе) раскупаются сильно заранее (за месяц). Цены на авиабилеты при покупке перед вылетом вырастают в 2-3 раза. остается либо общий вагон, либо автобус - и то, и то не особо позволяет расслабиться и выспаться при ночных переездах. сафари на джипе в национальном парке тоже надо было бронировать за несколько месяцев. ехал я ребенком, поэтому все было продумано и куплено за два месяца до выезда (кроме гостиниц - их было просто найти на месте). в ЮВ азии ситуация получше, но все равно дешевые авиабилеты у той-же AirAsia лучше покупать за месяц, а на поезда - за неделю до отправления (иначе общий вагон - а это жесть).
Для меня самые "запланированные" маршруты были Индия и Балканы. В Индии, как я уже писал, были заранее выкуплены все переезды (около десятка) и три сафари, а на Балканах были забронированы все отели (без брони нас бы не путсили, к примеру, в Боснию) и продуманы по времени все переезды (без выкупа билетов).
Сейчас планируются два путешествия, в Европу и в ЮВА. Пытаюсь проявить максимум гибкости, но получение австрийской визы к особой гибкости не располагает :(. А в ЮВА буду с детьми, так что там надо заранее выкупить как минимум основные переезды и быть привязанным к контрольным точкам.

Mist-out

вот что я скажу... когда путешествуешь часто, возникает желание сэкономить деньги. как правило, чем раньше ты покупаешь билеты и бронируешь гостиницы, тем дешевле это выходит.
многое зависит от выбранного средства передвижения - самолеты не располагают к большой гибкости маршрута, тогда как арендованная машина позволяет произвольно менять маршрут (в пределах разумного)
заранее запланировав маршрут, можно прочитать загодя о тем местах, которые планируешь посетить. а не ехать абы куда и абы зачем
зачастую во многие дыры общественный транспорт ходит не часто. узнав расписание до поездки, можно удобно и грамотно спланировать путешествие, тогда как в противном случае в нужные места можно просто не попасть
планирование заранее экономит много времени в поездках. между прочим, весьма дорогого времени
и последнее... зависит от типа поездки. если месяц по крыму, то можно ездить наобум. если 4 дня по италии, то лучше планировать заранее

sashao72s

Помимо всего вышесказанного (хотя еще не все прочитал) бывает еще просто в кайф планировать и предвкушать путешествие.
1/3 удовольствия, как говорится. :)

Mist-out

еще просто в кайф планировать и предвкушать путешествие
+10000000

Arkady_jan

Да, планировать очень забавно. Сейчас мне поручили вот подготовить маршрут экспедиции Индия / Непал / Тибет (кора вокруг Кайлаша). Жесть ваще, или никак не добраться, или добраться, но по цене маленького кругосветного путешествия на воздушном шаре с личным массажистом в корзине. Вот думаю, чё бы такого придумать теперь, чтобы всё адекватно вышло. Если появится реальный маршрут осуществимый, то думаю есть маза попробовать найти под такое дело спонсоров...

Killbot

В прошлом году бывший коллега ездил в Непал из Франции за 1000 евро. В составе стройотряда, и им еще и не платили. Лично я бы туда работать не поехал, даже если б билет мне оплачивали, но если ты говоришь, что нормальная поездка слишком дорога — рассмотри этот вариант. Из Непала можно попасть как в Тибет (возможно, потребуется пермит так и в Индию.

Arkady_jan

проблема в том, что мне надо программу составить для себя и двух вполне себе обеспеченных бизнесменов. но их обеспеченность не повод платить по 3000 долларов только за тур внутри без авиаперелётов, а с другой стороны не даёт им туда отправиться туда работать — работа и так есть, плюс и по времени надо недели в 3 уложиться. сейчас вот написал нашему гиду из Тибета прошлогоднему, надеюсь он хоть раз в неделю проверяет свою почту, может предложит чё хорошее по цене без турагентской накрутки. А изначально вообще хотелось из Индии сразу в Тибет не заезжая в Непал, но там граница закрыта для иностранцев. А ещё слышал, что у жены брата кто-то из родственников работает в Непале пилотом вертолёта, тоже надо этот вариант рассмотреть.
В общем, если всё удастся организовать за разумное время/деньги, можно смело открывать своё турагенство или хотя бы работать независимым консультантом по вылазке в разные труднодоступные жопы мира :D
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: